В течение длительного периода времени в Государственной думе РФ велись активные дискуссии о необходимости внесения поправок в действующее законодательство об ОСАГО. Планировалось, что главная цель этих преобразований состоит в либерализации обязательного автострахования. Наконец, с 29 октября 2019 г. эти изменения вступили в законную силу.
Изменения в перечне документов
Изменения в действующем законе об ОСАГО коснулись, прежде всего, перечня документации, которые требуется предоставить страхователем при заключении договора ОСАГО.
Если страхователем выступает юридическое лицо, то ранее требовалось предоставить свидетельство о его регистрации. Сейчас же достаточно подготовить свежую выписку из ЕГРЮЛ.
До вступления изменений в законную силу владелец автомобиля должен был передать следующие документы:
- ПТС;
- свидетельство о регистрации;
- техпаспорт или технический талон или их аналоги.
Следует обратить внимание на тот факт, что предоставлять бумагу, подтверждающую право собственности или владения, не требовалось.
С 29 октября 2019 г. если договор со страховщиком заключается до момента государственной регистрации транспорта, то нужны ПТС, паспорт самоходной машины или иных видов техники. При этом для незарегистрированных автомобилей дополнительно следует подготовить документ, свидетельствующий о праве собственности или праве владения. Если же сделка происходит после госрегистрации, то достаточно предъявить свидетельство о государственной регистрации.
Еще одно новшество, которого не было до внесения поправок, связано с необходимостью предоставления свидетельства о факте прохождения технического осмотра тракторами, самоходными дорожно-строительными машинами и другими авто.
Новые виды регресса
Прежде всего, следует определить, что представляет собой регресс. Это право страховой компании потребовать от водителя возмещения ущерба, в случае наличия его вины в происшествии на дороге.
Основные изменения в данном разделе связаны со следующими моментами:
- отказ водителя от прохождения медицинского освидетельствования;
- использование автомобиля с прицепом;
- при сообщении недостоверных данных.
Рассмотрим каждый из перечисленных моментов более подробно.
В первом случае предыдущая редакция содержала формулировку, согласно которой вред был причинен лицом при управлении в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического или др). Современная редакция носит более расширенный характер. Здесь уже содержатся сведения, в соответствии с которыми страховая компания может предъявить регрессные требования в следующих случаях:
- если вред был нанесен лицом, которое отказалось пройти медицинское освидетельствование на состояние опьянения в соответствии с установленными требованиями;
- если вред был нанесен лицом, которое нарушило Правила дорожного движения в части несоблюдения запрета на употребление алкогольных напитков, нарко- или психотропных веществ после того, как было совершено дорожно-транспортное происшествие, к которому оно было непосредственно причастно.
До внесения поправок в закон об ОСАГО в нем отсутствовали положения, регулирующие регресс при использовании автомобиля с прицепом. Новая редакция указывает на то, что страховщику переходит право требования, если вред был причинен по причине использования автомобиля с прицепом. Однако в заключенном договоре ОСАГО нет никакой информации о такой возможности. Исключение составляет использование прицепов к легковым авто, принадлежащих данному лицу.
В ходе анализа нормативных положений Федерального закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ удалось выяснить, что если владелец машины при заключении договора предоставил недостоверные данные и это привело к занижению размера страховой премии, то компания-страховщик имеет полное право требовать возмещения вреда. В прошлой редакции суть этой нормы была схожа. Однако было условие - заключение договора ОСАГО в электронном виде. В действующем законе оно отсутствует.
Прочие изменения
Отдельного внимания заслуживают положения, которые содержат перечень органов государственной власти, которые уполномочены на выдачу документов, подтверждающих факт наступления страхового случая. В п.5 ст.11 содержится список органов, которые вправе осуществлять выдачу документов, выступающих неким подтверждением факта наступления страхового случая.
К ним относятся следующие субъекты:
- полиция;
- аварийно-спасательные службы, которые осуществляют выезд непосредственно на место происшествия;
- медицинские организации.
Ранее для вынесения решения о возмещении страховщик должен был получить документы о дорожно-транспортном происшествии от сотрудников полиции.
Кроме этого, изменения коснулись сроков, в течении которых страховщик должен сообщить владельцу автомобиля о предоставлении им некорректно заполненного заявления о желании заключить договор ОСАГО либо неполного комплекта документации. До 29 октября 2019 г. на это закон отводил 30 дней. За этот период страховщик был обязан связаться с клиентом и сообщить о неточностях. В настоящее время этот срок существенно урезан. Теперь о допущенных ошибках либо неполном пакете документации следует сообщить сразу же, то есть в день обращения.
Наконец, еще одно новшество связано с обязанностью водителя предоставить страховку для проверки по требовании сотрудников полиции. Долгое время любой водитель должен был иметь при себе полис ОСАГО и передавать его для проверки. Это создавало множество проблем и неудобств. Поэтому законодатель принял решение о том, что помимо бумажного носителя страховку можно предъявить и в электронном виде. Это правило действует для тех случаев, если был заключен Е-ОСАГО.
Подводя итог, можно сказать, что большинство из принятых изменений в закон об ОСАГО призваны упростить жизнь владельцам, сделать управление авто более удобным и не причиняющим неудобства. Однако некоторые новшества существенно ужесточают требования.
Комментарии
Удивительно, но никто не оставил ни одного комменатрия. Вы можете стать первым!